МБОУ СОШ № 19
г.Сургут
  • Функциональная грамотность

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

    ​СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    1. ​Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

    2. ​Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. ​Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. ​Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. ​Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. ​Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

          1. Читательская грамотность

          2. Математическая грамотность

          3. Финансовая грамотность

          4. Естественнонаучная грамотность

          5. Банк заданий для начальной школы

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

         1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности.

         2. Методические рекомендации для учителей и родителей

         3. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.

         4. Рекомендации по формированию читательской грамотности

         5. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

         6. Функциональная грамотность для педагога.

    ​Информационно-методическое сопровождение:

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

    Ссылка: http://www.centeroko.ru/

    СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

    Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

    Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

    Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    СИПКРО

    http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

    Издательство «Просвещение»

    https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов

    https://banktestov.ru/test/3674

    Московский центр качества образования

    https://mcko.ru/articles/2127

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    Библиотека методических материалов по формированию финансовой грамотности младших школьников

    https://fmc.hse.ru/ 

    Видеоматериалы для педагогов по формированию финансовой грамотности

    Видеолекции по финансовой грамотности

    https://fmc.hse.ru/video

    ДОКУМЕНТЫ

    Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

    Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219от 06.05.2019"Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    ​​Приказ ДОиМП ХМАО - Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры​​"

    Приказ ДОиМП ХМАО - Югры от 20.09.2021 № 10-П-1244​ "Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год​"

    Приказ ДОиМП ХМАО - Югры​ от 20.12.2021 № 10-П-1814 "О внесении изменения в приказ ДОиМП ХМАО – Югры от 20.09.2021 № 10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»"

    ​​Приказ ДО АГ от 30.12.2021 № 12-03-936/1 ​​​"О внесении изменения в приказ департамента образования от 17.09.2021 № 12-03-591/1 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Сургута в 2021/22 учебном году»​

    Приказ №Ш19-13-773/1 от 06.10.2021  "Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 19 в 2021/22 учебном году"

    Приказ  № Ш19-13-27/2  от 11.01.2022 "О внесении изменения в приказ МБОУ СОШ № 19 от 06.10.2021 № Ш19-13-773/1 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 19 в 2021/22 учебном году»"

    Приказ № Ш19-13-811/2 от  30.09.2022 "Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 19 в 2022/23 учебном году"

    Приказ № Ш19-13-959/2 от 10.11.2022 г. Сургут О внесении изменений в приказ от 30.09.2022 № Ш19-13-811/2 « Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 19 в 2022/23 учебном году»  

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie